Начиная с 18 века, Якутский край стал Объектом систематического и всестороннего изучения как в историко-географическом, так и в естественнонаучном плане. К тому времени относится и открытие первой казачьей школы, основанной по распоряжению атамана якутского казачьего полка Нарицына в 1829 году. Первым учителем был назначен Кесарь Киренский. 3 ноября 1829 года в Вилюйске, в здании купца Расторгуева открыла свои двери первым учащимся первая казачья школа. Это была первая школа в Вилюйском округе и одна из первых школ в Якутии.
В 1855 году министерство народного просвещения в городе открывает начальное училище, которое население по старой привычке называет «казачья школа».
В 1886 году при содействии всероссийского миссионерского общества начало работать женское церковно-приходское училище.
В 1907 году усилиями городских властей открывается новое учебное заведение – трехклассное городское училище.
В 1912 году оно преобразовано в четырехклассное городское училище, а в следующем году – в высшее начальное училище. Учителями в разные годы работали: педагог, краевед П.Х.Староватов, основоположник якутской литературы А.Е.Кулаковский, первый из якутов ученый - лингвист С.А. Новгородов, первый якутский композитор М.Н.Жирков, заслуженный врач РСФСР А.Г.Потапов. В становлении училища как одного из лучших в Якутии большую роль играли много лет работавший заведующим и одновременно инспектором школ Вилюйского округа И.В.Попов и долголетний попечитель купец Н.А. Расторгуев.
Одним из первых выпускников был И.Л.Кондаков, подаривший миру искусственный каучук, защитивший диссертацию под руководством знаменитого русского химика А.М.Бутлерова, профессора химии в Варшавском, Юрьевском, Пражском университетах.
Вилюйское высшее начальное училище в 1919 году было преобразовано в смешанную гимназию. Однако гимназия проработала всего один учебный год и в 1920 году постановлением Вилюйского уездного ревкома преобразована в первую Единую Трудовую школу. С этого постановления начинается советский этап Вилюйской школы.
В Вилюйском улусе в 1917 г. было пять школ, из которых только две были сельскими.
В 1920 году все школы Якутии были преобразованы в Единые трудовые Советские школы.
11 августа 1920 г. Вилюйский УОНО и Уездный ревком постановили образовать 31 школу I ступени и 2 школы II ступени на территории Вилюйского округа. В свою очередь I ступень делилась на I и II концентры (1-4 и 5-7 классы). На территории Вилюйского улуса было 6 школ I ступени и школа II (в 1922 г. она стала школой с педагогическим уклоном, а затем училищем).
Создание единой трудовой школы предполагало широкое внедрение основ ремесел и производства. В 1921-22 г.г. в округе было 20 мастерских по дереву, кузнечно-слесарная, по плетению, прядильно-ткацкая, переплетная.
До революции в Вилюйском округе не было ни одного дошкольного учреждения и лишь в 1920 г. в г. Вилюйске открылся первый детсад на 25 мест в частном купеческом доме. Но после этого в течение 37 лет не было введено ни одного дошкольного учреждения, если не считать яслей на 40 мест, открытых по линии здравоохранения в 1931 г.
Одним из ярких итогов всеобуча явилась ликвидация сплошной безграмотности населения от 8 до 50-летнего возраста. В Вилюйском округе в 1920-21 учебном году работало 10 школ взрослых.
В 1930 г. работало 12 ликпунктов – 10 школ взрослых, одна школа по ликвидации безграмотности и одна красная кибитка.
Постановлением Бюро Якутского ОК ВКП (б) от 6 октября 1931 г. с 1932-33 учебного года вводится семилетний всеобуч. В Вилюйском районе было школ II концентра:
В начале 1934-35 учебного года на базе школ первого и второго концентров г. Вилюйска были открыты начальная образцовая, неполная средняя образцовая №1 и неполная средняя №2.
В 1939 г. городская образцовая неполная средняя школа преобразована в городскую среднюю школу – первую в районе (директор Г.Ф.Сивцев). Школа сделала свой первый выпуск в военном 1942 году – 8 человек
Вилюйский детский дом считается самым старейшим в нашей республике. Он был основан решением Совнаркома ЯАССР от 14 июня 1930 г. на базе детских приютов г. Якутска. Среди тех, кого воспитал и вывел в большую жизнь детский дом можно назвать И.Г. Попова, кандидата исторических наук, работавшего ректором Якутского госуниверситета; Е.А. Степанову – балерину, заслуженную актрису России, народную артистку Якутии; Т.А. Степанова – известного якутского художника и др.
Среди тех, кто начинал строительство новой школы, можно назвать С.Ф. Гоголева, С.Н. Донского – второго, П.Х. Староватова. И.В. Попова, Т.Л. Кугаевского, братьев Ф.Е., С.Е., И.Е. Винокуровых, Г.Г. Протопопова, П.В. Новикова, И.Н. Попова, Л.Е. Комаренко и др.
Накануне войны в 1941 г. в районе было 23 школы, в которых работало 114 учителей. Многие из них не имели даже среднего педагогического образования, окончили краткосрочные курсы подготовки учителей.
За годы войны вилюйчан - педагогов было мобилизовано 137 учителей, из них вернулись с поля боя 47 человек или более трети мобилизованных.
11 ноября 1944 г. был открыт второй детский дом санаторного типа для ослабленных детей. Как вспоминает директор С.Г. Ханды: «Сюда поступали дети-сироты - жертвы войны, больные, голодные, оставленные вне школы. Это были дети из самых отдаленных участков района: I, II, III Кулятских, Тылгынинского, Угулятского наслегов, с Мастахского участка. Детей привозили в ящиках, застеленных сеном, завернутых в заячьи одежды и оленьи шкуры…» Так детский дом помог выстоять тяготы войны многим детям, дав им новую жизнь.
В 1957 г. открылся первый детсад на 25 мест.
В 1966 г. в районе работают две вечерние школы рабочей молодежи, где обучаются 313 человек.
В декабре 1992 статус республиканской экспериментальной площадки получила школа 3 ступени, созданная для работы с одаренными детьми. В июне 1993 г. такой статус получила вся образовательная сеть города Вилюйска. Тема опытно-экспериментальной работы «Создание оптимальной модели образовательной сети в условиях сельского районного центра Республики Саха».
Начиная с 1994 г. открыты студии «Угуйаан», где мастера, народные умельцы передают свой опыт школьникам.
Неоценимая роль в возрождении национальной культуры принадлежит детским фольклорным, танцевальным ансамблям. Наибольших успехов среди них достигли народный ансамбль «Булуу долгуннара», образцовый детский ансамбль «Уруччэ», ансамбль «Сулусчаан», «Туллукчаан», «Тыымпы кыымнара».
Существенную помощь в этой работе оказывает общество по выявлению и развитию одаренных детей «Дьогур», филиал которого был создан в 1993 году.
Если в 80 – десятые годы преобладали производственные бригады и лагеря по уборке и заготовке сельскохозяйственных продуктов, сегодня большая роль отводится летним школам – лагерям, где ребята не только отдыхают, но совершенствуют свои знания.
Среди них можно отметить Борогонскую школу – лагерь юных программистов. Хампинскую региональную математическую школу – лагерь «Кэскил», в городе – туристические лагеря «Ориентир», «Азимут», лингвистический лагерь «Бинго», оздоровительный лагерь «Медик». Также продолжали работать и ЛТО, лагеря по благоустройству.
Педагоги улуса находятся в постоянном поиске, замечая новое, творчески осмысливая и применяя в своей работе. Вилюйская школа, созданная в далеком 1829 году, продолжает нести свет и радость познания.